Древний праздник, ныне отмечаемый 2 февраля католиками, православными – 15 февраля, но имеющий несомненное языческое происхождение и явную связь с культом Перуна-Громовника. С введением христианства большинство языческих праздников были подменены и вытеснены христианскими, так произошло и с праздником Громницы. В христианской традиции это праздник называется Сретением господним.
Считается, что в этот день, единственный за всю зиму, можно услышать раскаты грома. Если гром в этот день прогремит – это предвещает скорое наступление тепла. Древние славяне верили, что этим громом грозный Перун выгоняет прочь злых зимних духов, что в этот день зима встречается с весной. По погоде, стоящей в этот день, предсказывали либо скорое таяние снега на полях (если в Громницы стоял сильный мороз), либо затяжную зиму (если мела метель), либо голодный, неурожайный год (если происходило резкое потепление).
Было принято в этот день святить свечки – и опять налицо эклектичное смешение языческих и христианских обрядов, ведь в основе этого обряда лежит языческое почитание огня и грома, неотъемлемая принадлежность культа Перуна. Возможно, корнями этот праздник уходит еще во времена существования единого пра-народа, впоследствии разделившегося на различные арийские племена. В пользу этой гипотезы говорит наличие аналогичного праздника практически по всей Европе. У разных народов он называется по-разному, но суть везде одна – в начале февраля происходит перелом зимы, Свет и Весна начинают побеждать Тьму и Зиму.
Самый значимый атрибут этого праздника, конечно, так называемая «громничная свеча». До введения христианства громовая свеча зажигалась на Перуновом капище, после христианизации славян – во время богослужения в церкви.
Зажженную в церкви свечу стремились потом донести домой горящей, и, если за время пути на руку несущего трижды капал растопленный воск, это считалось предзнаменованием счастья.
Дома хозяин проводил обряд «огненного крещения», призванного оберегать от грома, молнии и всяческих бед.
Огнем свечи крестообразно подпаливали волосы на голове домочадцев, шерсть на скотине. Потушенную свечу либо разламывали на кусочки и раскладывали по хлевам и клетям, чтобы уберечь скот от падежа и болезней, а амбары – от огня и молнии, либо хранили за образами.Громовую свечу брали и в поле с началом жатвы и сева, считали, что она охраняет межи и оберегает нивы от вредителей и заломов. Ее доставали в особо важных случаях – во время поминовения, во время родов, когда шли свататься, когда человек умирал, во время особенно сильной грозы. Воск от этой свечи использовали как лекарственное снадобье, а ее саму – как мощный оберег.
Праздник Громницы в самое холодное время зимы напоминает нам о том, что даже в самое лютое и темное время, на самом дне беды, может сверкнуть яркая молния и мощным громом разогнать прочь напасти. Это праздник ожидания весны, праздник надежды.